Приветствую Вас Гость | RSS
SITE LOGO
Календарь новостей
«  Август 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Главная страница » Регистрация » ВходПятница
2024-05-17
1:24 PM
Начало » 2006 » Август » 17 » История Бердянска
История Бердянска
История города Бердянска

Рождение города Бердянска отмечено в историческом календаре довольно точно. Еще в 1817 году, когда генерал-губернатором Новороссийского края был французский и русский государственный деятель герцог Ришелье, вопрос о постройке Азовского порта обсуждался в Правительствующем Сенате. Строительство началось в устье реки Обиточной, где и возник нынешний город Приморск.Однако вскоре выяснилось, что для порта это место было выбрано неудачно. И в 1824 году граф М.С.Воронцов, новый генерал-губернатор, поручил адмиралу А.Грейгу снарядить экспедицию во главе с капитаном второго ранга Критским и геодезистом Манганари, которые должны были отыскать удобное место для сооружения пристани на Северном Приазовье.

В сырую, холодную, ветреную осень 1824 года Критский выполнил данное ему поручение и в рапорте М.С.Воронцову написал: "Бердянская коса превосходит неимоверно достоинством своим Обиточную, и на ней вы можете завести пристань и порт, который разве Севастополю уступит..."

И вот 3 ноября 1827 года был оформлен акт об отмежевании земли для причала и города. С этого дня и ведет свою родословную Бердянск. В этом же году на берегу залива была сооружена пристань. Выросло здесь и небольшое селение, положившее начало будущему городу.

В очевидной выгоде выбора места для Бердянского порта убедился и император Николай I, лично посетивший Приазовье 20-21 октября 1828 года, следуя из Мариуполя в Крым.

Уже 1 июля 1830 года состоялось торжественное открытие причала, о чем известили газеты России. Авторитет нового порта быстро рос, и в 1835 году Бердянск получил статус города. В 1838 году его население составляло 3200 жителей, а в 1842 году Бердянск стал уездным центром.

Тогда же, 31 января 1845 года, был учрежден первый герб Бердянска и Бердянского уезда, описание которого находим во втором полном собрании законов Российской империи: "...в верхней полосе, в зеленом поле, — серебряная ногайская кибитка и черный плуг, означающие полукочевой быт поселенных в сем уезде ногайцев и занятие хлебопашеством других местных обывателей, а в нижней части, в голубом поле, — черный якорь, выражающий сопредельность того уезда с морем".

К этому времени здесь была открыта таможенная застава: из Мариуполя и Одессы сюда переселились несколько зарубежных представителей (негоциантов) с их конторами по закупке и отправке зерна за моря-океаны.

Еще в 1838 году был сооружен Нижнебердянский маяк, представляющий собой 23-метровую восьмигранную белокаменную башню с оранжевой полосой посередине. Первые слабые маячные огни парусные корабли, бороздившие Азовское море, увидели в 1840 году. И спустя почти полвека, в 1883 году, на смену керосиновым лампам пришли электрические. Маяк-ветеран, реконструированный и оснащенный новым оборудованием, и ныне несет свою вахту, указывая путь кораблям к родным берегам.

Город развивался и рос, хотя на первых порах застройка его велась бессистемно и хаотично. В центре возводились особняки знати, купцов, священников, служебные помещения. А на окраинах возникали бердянские слободки: Матросская, Немецкая, Солдатская (более известная как Лиски), Собачья балка, Гавриловка, Ближние и Дальние Макорты...

И вот, наконец, 10 апреля 1862 года был утвержден план уездного города Бердянска, составленный проектировщиками Одессы. Эта планировка сохранилась до наших дней в центральной части города.

В середине прошлого века в Бердянске основным "работодателем" все еще оставался морской порт. Завершилось строительство волнолома, который был принят специальной комиссией 24 марта 1869 года. Это сооружение из камня длиной 640 метров с двумя портовыми огнями на концах — указателями прохода в гавань, расположенное на расстоянии 859 метров от берега, и поныне верно служит портовикам. В предвечерний час, когда за волнолом закатывается солнце, им можно полюбоваться с Приморской площади или с набережной на улице Горького.

Молва о новом приморском портовом городе разносилась далеко за пределами края, за рубежом. Одно за другим возникали в Бердянске торговые консульства Греции, Англии, Италии, Испании, Австро-Венгрии, Франции, Дании и других государств. Возрастающую значимость порта подчеркивала в 1867 году памятная книга Таврической губернии: "Теперь уже нет сомнения, что для всего Азовского побережья Бердянский порт будет тем, что Одесса для черноморских берегов".

В 1876 году на должность градоначальника и начальника порта был назначен участник Севастопольской обороны, контр-адмирал П.П.Шмидт — отец легендарного "красного адмирала" Петра Шмидта, возглавившего в 1905 году революционное восстание на крейсере "Очаков". Человек прогрессивных взглядов, контр-адмирал П.П.Шмидт много сделал для развития порта и города.

Каждый, избранный на должность городского головы, — это эпоха в жизни Бердянска. У руля городской власти около 20 лет стоял Н.С.Кобозев. В прошлом веке эти обязанности также достойно выполняли И.Ф.Матиас, И.Ф.Геммерле, В.И. Саханев, К.П.Константинов, К.С.Аргиропуло, И.Д.Деметриадис, В.Э.Гаевский, В.И.Апопов и другие, известные в то время люди.

Во второй половине века в городе появились небольшие промышленные предприятия, открылись банки. Во всей Европе был известен завод Д.Гриевза по производству жнеек. Заводы сельхозмашин открыли Шредер и Матиас. Словно грибы после дождя появились канатно-шпагатная фабрика Венца и Янцена, свечно-восковой завод Сельстрема, колбасная фабрика Лицмена, пивоваренный завод Феттера, макаронная фабрика Клавдина, типография Эдигера. Итальянцы построили городскую электростанцию. Превращение Бердянска в портово-промышленный и торгово-купеческий город, усилия демократически настроенных кругов сопровождались значительными изменениями в его облике. К этому времени в городе выходили две ежедневные газеты, работали три библиотеки, четыре книжных магазина, водопровод, имелось освещение. В 1899 году, после многих бюрократических трудностей и проволочек, Бердянск наконец получил железнодорожное сообщение со станцией Чаплино.

На заре ХХ века населения города, согласно "Полному географическому описанию нашего отечества" под редакцией В.П.Семенова-Тянь-Шаньского "...по переписи 1897 года насчитывалось 26,5 тысячи душ обоего пола – почти поровну мужчин и женщин... В городе около десяти православных храмов, две еврейские и одна караимская синагоги, имеются мужская и женская гимназии, мореходные классы, городское училище и пр., а также несколько кредитных учреждений... Кроме обширной вывозной торговли, главным предметом которой является зерно и меньше мука, Бердянск ведет довольно крупную и внутреннюю торговлю, являясь при этом значительным распределительным рынком получаемых товаров для весьма широкой округи".

Просмотров: 2144 | Добавил: KG-berdyansk | Рейтинг: 4.7 |
Всего комментариев: 3
3. Raymondfug 2024-03-13, 8:15 AM
Forbes News Today is a global media company, focusing on business, investing, technology, entrepreneurship, leadership, and lifestyle

https://www.forbesnewstoday.com/

2. Игорь 2011-04-10, 4:28 AM
Здравствуйте, создатели сайта!
Я москвич и в детстве и отрочестве отдыхал в Ново-Петровке Бердянского района. Остались самые тёплые воспоминания.
В те времена, когда я там отдыхал (1968-1986 г.г.) местные жители почти всегда были доброжелательны и радушны, а национализмом, слава Богу, и не пахло. Родня хозяина дома помогала нам в обустройстве а мы им в покупках в Москве всяких там духовых шкафов и лекарств. Это ж Юго-Восток, а не Западная Украина! Пардон! Рад, что Ново-Петровка стала обустраиваться! Впрочем, я увлёкся.
Так вот, однажды, когда мы ехали всей семьёй из Бердянска в Ново-Петровку водитель рассказал историю, которую он слышал уже пересказанную от кого-то из старожил о том, что когда Пётр I отвоёвывал земли Приазовья, то он, укрываясь от шторма, заходил в устье реки Берды. Кроме того я читал, что Пётр ходил туда и за солью, а соледобыча в Ново-Петровке существовало аж до начала 20-го века.
Так вот, турки как-то решили напасть на петровские корабли и зашли в Берду. Петр, благодаря разведке, узнал об их злокозненных планах и дал приказ замаскировать в прибрежных зарослях пушки, а местным жителям построить запруды на притоках Берды. По условному сигналу местные жители, казаки и нагайцы, перекрыли ручьи и притоки, турки сели на мель, а береговая артиллерия завершила дело! Вот такая героическая и красивая история!
Известно ли Вам что-либо о подобных событиях или о чём-то подобном? Может Вы знаете куда обратиься? Сайт института Российской истории, к сожалению, закрыт.
С интересом прочёл статью Мариы Тарасовой об истории Азова и походах Петра I (http://www.azov.info/index.php?id=102&id=102&prn=1). Чувствуется любовь и знание истории к родному краю, что сегодня большая редкость.
Во время Великой Отечественной войны в Приазовье, по воспоминаниям одного немецкого генерала, осенью 1941 г. в плен попало около 100 тысяч красноармейцев!
Вообще, хорошо бы исследовать дельту Берды и эти края, в т.ч. провести подповерхностное зондирование с помощью георадаров и специальных спутников. Вполне возможно, что найдутся и какие-то археологические артефакты или захоронения времён войны. Я сам у Берды находил остатки гильзы времён войны от авиационной пушки.
Желаю всем жителям Бердянска и Ново-Петровки благополучия, а историкам Украины новых исторических открытий.
Буду признателен, если найдёте время для ответа.
С уважением, Игорь Валерьевич.

1. Kublanov 2009-02-10, 6:27 PM
Огромное спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Наш опрос
Как вам сайтик ??

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 169
Статистика
Copyright MyCorp © 2006